Особенности правового регулированияФедерального закона oт 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», который вступит в силу 1 июля 2021 года (далее—Законогосконтроле).
Главным отличием нового правового регулирования от текущего в части контрольных (надзорных) мероприятий является четкая систематизация видов таких мероприятий.
В нем выделены следующиевиды контрольно-надзорных мероприятий:
1) контрольная закупка;
2) мониторинговая закупка;
3) выборочный контроль;
4) инспекционный визит;
5) рейдовый осмотр;
6) документарная проверка;
7) выездная проверка
8) наблюдение за соблюдением обязательных требований;
9) выездное обследование.
Стоит отметить, что определения понятия ”контрольно-надзорное мероприятие” в Законе о госконтроле нет.
Хотя в первоначальной редакции проекта Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», который впоследствии стал Законом о госконтроле, оно содержалось. Так, под контрольно-надзорным мероприятием предлагалось понимать комплекс взаимосвязанных действий, включающих предусмотренные законом контрольно-надзорные действия, совершаемые инспектором (инспекторами) и привлекаемыми им лицами в рамках контрольно-надзорного производства в целях оценки соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований.
При этом Закон о госконтроле воспринял имеющееся в Законе№ 294-ФЗ деление контрольных (надзорных) мероприятий на две группы:
- мероприятия со взаимодействием контрольных (надзорных) органов, их должностных лиц с контролируемыми лицами, включая дистанционное взаимодействие;
- мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом.
К первой группе отнесены такие мероприятия, как контрольная закупка, мониторинговая закупка, выборочный контроль, инспекционный визит, рейдовый осмотр, документарная проверка, выездная проверка.
Взаимодействием контрольных (надзорных) органов, их должностных лиц с контролируемыми лицами при проведении этих мероприятий будут считаться встречи, телефонные и иные переговоры (непосредственное взаимодействие) между инспектором и контролируемым лицом или его представителем, запрос документов, иных материалов, присутствие инспектора в месте осуществления деятельности контролируемого лица (за исключением случаев присутствия инспектора на общедоступных производственных объектах).
В свою очередь, во вторую группу вошли наблюдение за соблюдением обязательных требований и выездное обследование. Также упоминается о возможности использования при проведении инспекционного визита и выездной проверки с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством аудио- или видеосвязи (п. 5 ст. 56 Закона о госконтроле).
Важным уточнением является норма о запрете оценки контрольно- надзорными органами соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований иными способами, кроме как посредством контрольных (надзорных) мероприятий, указанных в Законе о госконтроле (ч. 4 ст. 56 Закона о госконтроле).
Более того, к 01.01.2022 году будет сформирован специальный электронный реестр видов контроля (надзора), и отсутствие вида контроля в этом реестре повлечет невозможность проведения мероприятий.
Последнее обновление: 27 марта 2022 г., 21:52