Особенности правового регулирования Федерального закона oт 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», который вступит в силу 1 июля 2021 года

v

Особенности правового регулирования Федерального закона oт 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», который вступит в силу 1 июля 2021 года (далее—Законогосконтроле).

Анализ норм Закона о госконтроле позволяет выделить ряд ключевых положений в рамках нового правового регулирования порядка организации и проведения контрольных (надзорных) мероприятий:

- четкая систематизация видов контрольных (надзорных) мероприятий (Закон о госконтроле содержит как общие положения о рассматриваемой системе, так и отдельные нормы, конкретизирующие особенности проведения каждого мероприятия);

- закрепление в положении о виде контроля контрольных (надзорных) мероприятий в рамках конкретного вида контроля, а также контрольных (надзорных) действий, совершаемых в рамках конкретного вида контрольных (надзорных) мероприятий (ч. 4 ст. 56, ч. 2 ст. 65 Закона о госконтроле);

- возможность использования средств дистанционного взаимодействия, включая аудио- или видеосвязь, при проведении некоторых мероприятий (в частности, такая форма взаимодействия предусмотрена для инспекционного визита и выездной проверки) (ч. 5 ст. 56 Закона о госконтроле);

- систематизация оснований для проведения контрольных (надзорных) мероприятий (в их числе: наличие сведений о причинении вреда охраняемым законом ценностям, угрозе его причинения либо выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных   требований,   или   отклонения   объекта   контроля от таких параметров; наступление сроков проведения контрольным (надзорных) мероприятий, включенных в план; поручение Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации; требование прокурора; истечение срока исполнения решения контрольного (надзорного) органа об устранении выявленного нарушения обязательных требований; наступление события, указанного в программе проверок) и их конкретизация в отдельных статьях закона о госконтроле (ст. 57 Закона о госконтроле);

- возможность проведения только тех контрольных (надзорных) мероприятий, сведения о которых внесены в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий (ч. 2 ст. 64 Закона о госконтроле);

- проведение контрольных (надзорных) мероприятий, за исключением контрольным (надзорных) мероприятий без взаимодействия, как на плановой, так и на внеплановой основе (ч. 1 ст. 65 Закона о госконтроле);

- установление перечня контрольных (надзорных) действий, которые могут совершаться при проведении контрольных (надзорных) мероприятий со взаимодействием с контролируемыми лицами (ч. 1 ст. 65 Закона о госконтроле);

- организация проведения плановых надзорных мероприятий (как профилактических мероприятий так и контрольных (надзорных) мероприятий), в зависимости от категории риска, к которой отнесена организация или ИП (от этого будет зависеть выбор контрольного (надзорного) мероприятия, их содержание, включая объем проверяемых обязательных требований, интенсивность и результаты) (ч. 1 ст. 22 Закона о госконтроле);

- учет при проведении контрольных (надзорных) мероприятий внутренних правил и установлений контролируемых лиц, режима работы объекта контроля, если они не создают непреодолимого преііятствия для проведения мероприятий (ч. 3 ст. 65 Закона о госконтроле);

- введение ограничения по сроку непосредственного личного взаимодействия инспектора и контролируемого лица в рамках проведения внеплановых контрольной закупки, мониторинговой закупки, выборочного контроля (срок — не более одного рабочего дня) (ч. 4 ст. 65 Закона о госконтроле);

- возможность применения инспектором и лицами, привлекаемыми к совершению контрольных (надзорных) действий, для фиксации доказательств нарушений обязательных требований фотосъемки, аудио- и видеозаписи, иных способов фиксации доказательств в случаях, установленных положением о виде контроля (ч. 6 ст. 65 Закона о госконтроле);

- установление ответственности за уклонение контролируемого лица от проведения контрольного (надзорного) мероприятия или воспрепятствование его проведению (ч. 12 ст. 65 Закона о госконтроле);

- возможность приостановления срока проведения контрольного (надзорного) мероприятия на срок осуществления экспертиз или испытаний в случае, если срок их осуществления превышает срок проведения мероприятия (ч. 13 ст. 65 Закона о госконтроле);

- необходимость привлечения к участию в контрольном (надзорном) мероприятии независимого органа инспекции, который проводил независимую оценку соблюдения обязательных требований контролируемым лицом, либо саморегулируемой организации, членом которой является контролируемое лицо, если в рамках госконтроле оцениваются обязательные требования, контроль (надзор) за которыми относится к предмету деятельности CPO (ч. 14 ст. 65 Закона о госконтроле);

- требование согласования с органами прокуратуры проведенияотдельных внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий (например, внеплановых контрольных и мониторинговых закупок, выборочного контроля, инспекционного визита, выездной проверки и т. п.) (ч. 2 ст. 66 Закона о госконтроле);

- необходимость согласования с органами прокуратуры всех внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий в случае неприменения системы оценки и управления рисками при осуществлении конкретного вида муниципального контроля (ч. 3 ст. 66 Закона о госконтроле);

- возможность установления в положении о виде контроля сокращенного объема совершения отдельных контрольных (надзорных) действий при проведении отдельных контрольных (надзорных) мероприятий (например, выборочного контроля) в отношении объектов контроля, отнесенных к определенным категориям риска;

- конкретизация порядка представления возражений в отношении акта контрольного (надзорного) мероприятия, включая возможность назначения контрольно-надзорным органом консультации с контролируемым лицом по вопросу рассмотрения поступивших возражений, которые проводятся в течение пяти рабочих дней со дня поступления возражений (ст. 89 Закона о госконтроле);

- систематизация решений, принимаемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий, в случае выявления нарушений обязательных требований (включая выдачу предписания об устранении нарушений, принятие мер по осуществлению контроля за устранением нарушений, предупреждению нарушений и предотвращению возможного причинения вреда охраняемым законом ценностям, незамедлительное принятие мер понедопущению причинения вреда охраняемым законом ценностям или прекращению его причинения вплоть до обращения в суд с требованиями опринудительном отзыве опасной для здоровья продукции, запрете эксплуатации зданий и т. п., направление информации о выявлении признаков преступления или административного правонарушения в госорган или принятие мер по привлечению виновных лиц к ответственности, выдачу рекомендаций по соблюдению обязательных требований и проведение иных профилактических мероприятий) (ст. 90 Закона о госконтроле);

- расширение перечня грубыхнарушений требований к организации и осуществлению госконтроля (надзора), муниципального контроля, влекущих признание результатов контрольного (надзорного) мероприятия недействительными (в их числе — отсутствие оснований проведения контрольных (надзорных) мероприятий, отсутствие согласования с органами прокуратуры, если таковое требуется, нарушение требования об обязательном уведомлении о проведении контрольного (надзорного) мероприятия, нарушение периодичности проведения планового контрольного (надзорного) мероприятия, нарушение сроков проведения контрольного (надзорного) мероприятия, совершение в ходе контрольного (надзорного) мероприятия контрольных (надзорных) действий, не предусмотренных законом, проведение контрольного (надзорного) мероприятия, не включенного в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий, и т.д.) (ст. 91 Закона о госконтроле);

- возможность привлечения Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, его общественных представителей либо регионального бизнес-омбудсмена к участию в проведении контрольных (надзорных) мероприятий (за исключением контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемыми лицами) (п. 6 ст. 36 Закона о госконтроле);

- исключение затягивания проведения контрольно-надзорных мероприятий путем введения прямого запрета на превышение инспекторамиустановленных сроков проведения контрольных (надзорных) мероприятий(п. 10 ст. 37 Закона о госконтроле);

- внедрение механизма досудебного обжалования решений, принятых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий, в том числе в части сроков исполнения этих решений (речь идет об электронной жалобе, направляемой через портал госуслуг, для которой предусмотрены сокращенные сроки рассмотрения и реагирования) и т. п.

 

Закон о госконтроле содержит подробные правила проведения каждого мероприятия. Прежде всего, они отличаются набором допустимых контрольных (надзорных) действий: осмотр, досмотр, oпpoc, истребование документов, эксперимент и др.

Это обеспечит бизнесу дополнительные гарантии того, что инспекторы не смогут действовать произвольно.

При этом сама система контрольных (надзорных) мероприятий претерпит существенные изменения.

 

Последнее обновление: 27 марта 2022 г., 21:53

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International